Религиозная организация Православное Братство «Радонеж» Русской Православной Церкви Юго-Западный административный округ

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение "Православная классическая гимназия "Радонеж"

НОЧУ "Православная классическая гимназия "Радонеж"

«От Ольги Васильевой мы ждем положительных перемен» 02.10.2016

В преддверии Дня учителя «Прихожанин» решил поговорить с директором Православной гимназии «Радонеж» Михаилом Борисовичем Тишковым. (Статья в журнале «Прихожанин»)

Источник

Тишков Михаил Борисович,
директор Православной гимназии «Радонеж»

Михаил Борисович, скажите честно, Вы рады, что на смену Дмитрию Ливанову пришел новый министр? И что этим министром стала Ольга Васильева?

На этот вопрос я хотел бы ответить словами из песни: «Этот день мы приближали как могли». Что касается Ольги Юрьевны Васильевой, то ее послужной список вызывает большой оптимизм. И хотя судить о новом министре следует не по резюме, а по реальным делам, но уже сейчас многие ее заявления дарят надежду и педагогам, и родителям, и ученикам.

Какие конкретно ее высказывания Вам импонируют?

Скажем, я очень поддерживаю ее высказывание о необходимости вернуть оценку в экзамен по сочинению. В свое время наши реформаторы сначала совсем изъяли сочинение из обязательных экзаменов, оставив только математику и русский язык, что стало, на мой взгляд, одной из главных потерь для национального образования. Потом под давлением общественности чиновники Минобразования были вынуждены вернуть сочинение в список обязательных экзаменов, но, увы, за столько лет его отсутствия были утрачены практика и сама культура написания сочинения. К тому же, вернув сочинение в список обязательных экзаменов, Минобрнауки подошел к этому делу чисто формально, предложив писать этот экзамен не на внешней площадке, а в самой школе и чтобы школа его проверяла. Ну где Вы видели школу, которая будет ставить двойки своим ученикам?

В идеале сочинение должно писаться на независимой площадке, а все данные ученика должны кодироваться, обезличиваться, чтобы выставляемая оценка была действительно независимой. Тот факт, что Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть оценку за сочинение, говорит о том, что она хорошо понимает все проблемы, которые с этим связаны: продумывание всей организации экзамена, подготовка штата проверяющих, создание апелляционных комиссий…

Почему так важно вернуть сочинение в список школьных экзаменов?

Дело в том, что современные школьники абсолютно утратили навык нормальной, правильной, логической речи – и устной, и письменной. Достаточно просто послушать их общение в стиле смс-сообщений, этот исковерканный язык, в котором мало что осталось от настоящего русского языка. Вся беда в том, что в век интернета, гаджетов и видеоигр наши школьники разучились читать. Во времена моего детства дети не смотрели телевизор, а читали. Ведь чтение не только формирует личность ребенка – оно развивает способность к логике, анализу, умение формулировать свои мысли.

В результате образовательных реформ, затеянных нашими горе-реформаторами, произошло снижение общего культурного уровня народа. Люди разучились читать тексты, разучились ясно и четко излагать свои мысли. Это же катастрофа!

И неслучайно в моем детстве с начальной школы ребят приучали писать сочинения. Ведь сочинение – это универсальная практика: она проверяет не только знания по литературе и грамотность, но учит думать, логически рассуждать и четко излагать свои мысли на бумаге.

Но давайте даже отвлечемся от идеи логически мыслить и говорить и посмотрим на ситуацию под другим углом… Что делает народ народом? Когда в детстве дети читают одни и те же книги, поют одни и те же песни, смотрят одни и те же фильмы и мультфильмы – так создается общее смысловое поле народа. Только в этом случае мы можем сказать про себя словами из Киплинга: «Мы с тобой одной крови». Именно эта общность объединяет разрозненных людей в единый народ. А если у молодого человека нет фундамента, если он не чувствует свою общность с другими людьми, если он не объединен с ними культурными связями, то ради чего ему жить? И тогда получается, что в результате реформ образования мы теряем свой народ, свою историю, предаем своих предков…

Но, боюсь, некоторые школьники могут с Вами не согласиться. Одно дело гуманитарии, но есть ребята-технари, которые могу сказать: «А зачем нам ваши сочинения?» Мы интересуемся IT-технологиями, компьютерами, языком программирования…

…Вы упомянули язык программирования? Но это прежде всего логика. А логика – это предмет гуманитарный. Как можно овладеть компьютерным языком, если школьник не в ладах со своим родным языком? Поверьте: одной лишь математики для изучения компьютерных технологий недостаточно.

Есть и другой момент. Помню, я общался с преподавателем из Бауманского института. И тот рассказывал мне о большой проблеме, с которой они постоянно сталкиваются, – выпускники технических вузов, которым по сути предстоит руководить промышленными предприятиями, не в ладах с основами коммуникации: они не умеют общаться с подчиненными, не в состоянии четко поставить задачу, адекватно сформулировать, что они хотят от подчиненных. И трудности с коммуникацией – это не только проблема выпускников. Посмотрите вокруг: у нас на полублатном жаргоне говорят чиновники и бизнесмены, министры и журналисты. Это же ужас! Языковая культурная норма, правильный русский язык, который детям должен прививаться в школе, исчез из нашей жизни. Ему на смену пришел какой-то полуворовской жаргон, на котором общались герои фильма «Джентльмены удачи». Но что забавно смотрится в комедии, печально выглядит в жизни.

Михаил Борисович, хорошо, о значении сочинения Вы сказали. Какие еще заявления Ольги Васильевой Вы поддерживаете?

Замечательно, что Ольга Юрьевна Васильева указала на проблему коррекционной педагогики. В свое время в нашей стране была, возможно, лучшая в мире дефектологическая школа для детей с ОВЗ. Там работали прекрасные педагоги, способные вытягивать детей к нормальной жизни.

А что сделали наши реформаторы? Они всех детей, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, вывели за скобки. Наша элита сознательно допускает социальное неравенство, признавая для себя право находиться наверху, а всем остальным людям – быть внизу. Для этой элиты дети с проблемами – просто недочеловеки. Объявив принцип инклюзии, реформаторы образования заявили, что неправильно помещать таких детей в спецучреждения – пусть учатся в обычных школах.

Но ведь это чистое вредительство. Вы можете себе представить, как будут относиться к таким детям другие школьники? Говорить, что их там будут любить и всячески поддерживать – это просто лгать. Именно поэтому их родители, не желая подвергать издевательствам своих детей, переходят на домашнее образование.

Разгром системы коррекционной педагоги активно шел при Ливанове, но в Москве в этом преступлении особенно преуспел руководитель Департамента образования.

Так что если Ольга Васильева займется восстановлением коррекционного образования – за это ей большой и низкий поклон. Это говорит о ней как о человеке с традиционной христианской нравственностью. Давно пора выбрать государству социальный вектор хотя бы в сфере образования.

Также важно отметить высказывание Ольги Васильевой по поводу ЕГЭ. Будучи государственным чиновником, она не может объявить, что ЕГЭ будет отменено. Тем не менее она высказалась весьма дипломатично: сказала, что необходимо взвесить все плюсы и минусы и учесть всё хорошее, чтобы было в прежнем советском опыте. Мне бы хотелось оптимистично интерпретировать ее слова. Если нельзя совсем исключить ЕГЭ из школьного образования – хотя это можно было бы только приветствовать, – то можно хотя бы как-то скорректировать формат его проведения.

Во-первых, необходимо разделить экзамены на выпускные и вступительные. Порочно, на мой взгляд, использовать школьный ЕГЭ как вступительный экзамен в институт. Во-вторых, выпускные экзамены должны быть возвращены в полном объеме по всем предметам. Главное зло образовательной реформы заключается в том, что акцент был сделан лишь на два предмета, и мотивация к изучению остальных предметов была сведена к нулю. В-третьих, очень важно, чтобы экзамены проходили на независимых внешних, а не собственных школьных площадках. В-четвертых, должны быть возвращены устные экзамены хотя бы по гуманитарным предметам. Устный экзамен обладает особой ценностью – он показывает, насколько школьник умеет мыслить. Так что, повторюсь, высказывание Ольги Юрьевны по поводу необходимости оценить все плюсы и минусы ЕГЭ дарит нам определенные надежды. От нового министра мы ждем положительных перемен.

Как Вы оцениваете высказывание Ольги Васильевой по поводу патриотического воспитания?

Я считаю его крайне важным и своевременным. Думаю, говоря о необходимости патриотического воспитания школьников, Ольга Васильева имела в виду формирование национальной идентичности. Ведь когда мы говорим о формировании патриота, то надо прежде всего понять, патриота какого государства мы хотим воспитать. Какие ценности должны быть у него?

Наши реформаторы вопросы воспитания патриотизма также вынесли за скобки. Запрет на национальную идеологию был закреплен конституционно. Но как же заниматься воспитанием, если мы не понимаем, кого мы хотим воспитать? По моему мнению, отказ от идеологии равен отказу от воспитания в образовании.

Основная задача образования должна быть связана с формированием национальной идентичности народа. Если такой задачи нет, то как исторический субъект русский народ может попросту исчезнуть. А если Россия перестает быть историческим субъектом, то она исчезает и как государство. Остается лишь территория, которую можно даже не завоевывать – она сама сдастся врагу, который сможет сформировать иную национальную идентичность.

Михаил Борисович, чего Вы ждете от Ольги Васильевой в отношении Православных школ?

Я надеюсь, что с приходом нового министра образования будет устранена чудовищная несправедливость в отношении Православных школ и дети, которые учатся в Православных образовательных учреждениях, наконец-то будут уравнены в правах со школьниками государственных школ. Эта намеренная, осознанная чудовищная несправедливость сохранялась все эти годы и при Фурсенко, и при Ливанове.

Все эти годы чиновники занимали лукавую позицию: они говорили, что раз все по закону отдано на откуп региональным властям, то с ними и надо договариваться. Если в регионах во главе департамента образования оказывался нормальный честный человек, то Православные гимназии имели те же преференции, что и государственные. Москве в этом смысле не повезло… Хотя в Православных школах учатся такие же граждане России, как и в школах государственных. А раз так, то они должны иметь одинаковые права независимо от организационно-правовой формы того учреждения, в котором они учатся.

Напомните, пожалуйста, читателям «Прихожанина», о каком неравенстве идет речь.

Если перевести правовые отношения на язык денег, то получается, что в Москве разница в финансировании учащегося Православной школы в 5–6 раз меньше, чем в государственной.

В 5–6 раз? Так много? Почему? Поясните, пожалуйста!

Надо понимать, что школьное финансирование трехканальное. Первый – это подушевое финансирование: когда на каждого конкретного ребенка на расчетный счет школы поступают деньги. В Москве на одного ребенка, учащегося в государственной школе, поступает 120 тысяч рублей, а на учащегося Православной – порядка 60 тысяч.

Второй канал финансирования – это комплектация школ различными техническими средствами обучения: пособия, комплектующие, мебель… Третий канал включает в себя ремонт школы и благоустройство прилегающей территории.

Так вот: если просуммировать все эти каналы финансирования и разделить на одного ребенка в Православной и государственной школах, то можно увидеть, что они различаются в 5–6 раз. По сути это – политика, направленная на удушение Православных школ и гимназий. И этой политике мы, в первую очередь, обязаны Московскому правительству в лице Департамента образования Москвы.

К сожалению, предыдущее руководство Министерства образования сильно недооценивало значение Православных школ, православного образования и вообще православной культуры. А ведь по сути вся русская культура стоит на фундаменте православных ценностей. И когда мы говорим о задаче формирования национальной идентичности, то глубже и устойчивей она прежде всего формируется у людей православных.

Вы знаете, как сегодня обстоят дела с российскими чиновниками. Нередко они приходят во власть не чтобы служить народу, а заниматься личным обогащением. Где нам брать хороших чиновников? Только в той среде, где на базовом уровне формируется правильное, православное представление о служении. А это свойство, в первую очередь, человека религиозного. Я не хочу обижать людей светских и говорить, что светский человек не может честно служить народу, но в человеке религиозном изначально легче ожидать наличие идеи совестливого служения. Потому что она формируется на базовых православных принципах, основанных на нравственности.

Я считаю, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы во властных чиновничьих структурах в максимальной степени были представлены люди с православным мировоззрением. И поэтому государство должно всячески способствовать тому, чтобы родители имели возможность дать своим детям православное образование.

И последний вопрос: Михаил Борисович, как Вы считаете, на какую модель образования будет ориентироваться новый министр? Ваши предположения?

Опираясь на высказывания Ольги Юрьевны Васильевой, которые можно увидеть в открытом доступе, я могу лишь предполагать, что она постарается взять всё лучшее из сегодняшнего образования и добавит те положительные черты, которые были присущи советскому образованию. Ведь советское образование во многом опиралось на элитарное дворянское образование, которое было в России до 1917 года.

Конечно, главные недостатки советского образования крылись в идеологической сфере. Весь этот государственный атеизм, антиклерикализм… Но если их не учитывать, то в советском образовании было много положительных моментов, потому что они формировались в России веками. И если соединить эти положительные моменты с удачными современными образовательными подходами, то в результате мы получим практически идеальную систему образования. Надеюсь, что новый министр это видит и понимает.

Беседовал Петр Селинов