Особая оптика Достоевского 02.05.18

Старшеклассники на дипломном спектакле ГИТИСа "Подросток".
Дипломный спектакль "Подросток" Достоевского в ГИТИСе курс О.Кудряшова, постановка Екатерины Геннадьевны Гранитовой стал предметом обсуждений наших старшеклассников.
Про что спектакль? Ответов может быть (и наверняка будет) множество.
И при этом, всё как всегда у Фёдора Михайловича... постоянной темой его произведений ещё в 19 веке Николай Николаевич Страхов (критик, и друг писателя) называл борьбу «между тою искрою Божиею, которая может гореть в каждом человеке, и всякого рода внутренними недугами, одолевающими людей». Не обошлось без этой борьбы и на этот раз. Эмоциональный накал был высок. Выпускники ГИТИСа увлекли и смело повели за собой в мир Достоевского весь зал.Самоотдача молодых и талантливых исполнителей заразила зрителей желанием прочитать или перечитать роман (об этом сказали многие гимназисты).
Иннокентий Анненский выразился когда-то очень эмоционально:" Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его».
Уже в антракте начали делиться впечатлениями, спорить и задавать вопросы. Взрослые, педагоги и кураторы, наравне с детьми с большим увлечением включились в дискуссию. Повезло, что в этот раз вместе с ребятами в театр пошёл Евгений Константинович Никифоров - человек очень широкой эрудиции, закончивший когда-то аспирантуру ГИТИСа, знающий много о непростой актёрской профессии. С его участием разговор принял и "человековедческий" и театроведческий характер.
Этот спектакль доказал ещё раз очевидное - Достоевский актуален и интересен сегодня. Подростки в зале сопереживают Подростку на сцене.
В чём секрет актуальности? Разговор об этом будет продолжен на уроках литературы.Стоит прислушаться и к уже прозвучавшим мнениям корифеев. Иосиф Бродский высказался так:
«Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих — возможно, даже главная — причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. Принимая во внимание вектор экономической эволюции современного мира, т.е. в сторону всеобщего обнищания и унификации жизненного уровня, Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее — это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский».