Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Юго-Западный административный округ

Программа развития

Оглавление

1

Информационная справка о негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Православной классической гимназии «Радонеж»

2

Современное состояние гимназии

3

Анализ социального заказа, адресуемого гимназии «Радонеж».

4

Описание миссии, целей и задач развития.

Информационная справка о негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе
«Православной классической гимназии «Радонеж»

Образовательное учреждение «Православная классическая гимназия «Радонеж», являясь первой православной и первой негосударственной школой в России после 1917 года, положило начало восстановлению православного образования в нашей стране. Работа началась в 1989 году в форме детских кружков по музыке, античной культуре и основам духовной культуры, а также катехизических курсов для родителей. В сентябре 1990 года по многочисленным заявлениям от родителей был сделан первый набор в 1-7 классы (380 чел.). В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексей II вручил аттестаты о среднем образовании нашим первым выпускникам.

Гимназия «Радонеж» является единственным образовательным учреждением подобного типа для жителей значительной части территории юга Москвы и давно уже вышла за рамки обычной средней общеобразовательной школы. В своей работе она ориентируется на выполнение государственных задач образования и воспитание социально-активного гражданина, опираясь на духовно-нравственные ценности России. Непрерывность образования, преемственность образовательных программ, многие из которых являются уникальными, востребованность и конкурентоспособность учебного учреждения привлекают в Гимназию «Радонеж» учащихся из Юго-Западного, Южного, Западного и Центрального округов. Программами дополнительного образования охвачены, помимо гимназистов, жители близлежащих микрорайонов.

Сегодня в гимназии существуют различные образовательные структуры. На подготовительном этапе с детьми от 1,5 до 4-х лет занимаются специалисты по авторским программам, опирающимся на опыт традиционной педагогики и учитывающими современные подходы к физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию ребенка. В основе этих программ лежит воспитательный потенциал отечественной культуры. Средством формирования нравственных позиций личности служат исторические, эстетические, культурологические, естественнонаучные, этнографические представления, которые несут познавательное и воспитательное значение. На этом же этапе активно ведется работа по дальнейшему становлению семьи, обучение родителей различным воспитательным методикам, популяризация материнства и многодетности, что является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Третий год в гимназии работает ступень дошкольного образования в виде групп кратковременного пребывания для детей 4-6 лет, где образовательный процесс, помимо подготовки к школе, организован с учетом всех важнейших направлений развития ребенка и обеспечивает самореализацию детей с разным уровнем развития и формирование нравственного сознания дошкольников.

Гимназия ориентируется на высокий образовательный уровень, воспитание детей в духе и традициях Русской Православной Церкви, формирование у них активной жизненной позиции, духа патриотизма. Целью гимназического образования на всех его этапах является не просто усвоение учеником определенной суммы знаний, а формирование личности учащегося на основе традиционных духовных и культурных ценностей. Активно поддерживается внедрение инновационных методик, направленных на повышение интереса детей к учебе, раскрытие их творческого потенциала. Ежегодно проводятся конкурсы по художественному переводу, выставки рисунков, научные конференции, олимпиады. Организованы дополнительные индивидуальные занятия с мотивированными учащимися и консультации для учащихся, испытывающих затруднения в учебе. По результатам ЕГЭ выпускники гимназии показывают уровень подготовки значительно выше среднего. Большое количество и разнообразие занятий позволяет говорить о разносторонне образованной и воспитанной личности выпускника гимназии, готового к ответственному социальному служению.

Гимназия в своей работе ориентируется на модель школы полного дня. В гимназии работает большое количество программ дополнительного образования: лингвистика (английский и древние языки), хор, сольфеджио, ИЗО-студия, хореография, дизайн-студия, секция футбола, борьбы, фитнеса, семейный клуб родительского опыта - «Рождество», воскресная школа, развивающие группы для дошкольников «Огоньки», культурологические и краеведческие программы, ориентированные на изучение литературного, исторического и художественного наследия России.

Неотъемлемой частью гимназии является гимназический Храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ведь именно в Храме совершается духовное воспитание каждого человека.

Каждый год гимназией организуется летний учебно-оздоровительный лагерь при монастыре Оптина Пустынь. За свою работу по организации лагеря для гимназистов и всех желающих руководитель лагеря Рогожина Е.Б. (преподаватель математики гимназии «Радонеж») награждена орденом Св. Равноапостольной княгини Ольги.

Учащиеся гимназии получают светское образование, соответствующее федеральному стандарту, что осуществляется за счет преподавания предметов образовательного цикла в объеме, предусмотренном государственными программами. В то же время, благодаря особому отбору текстов, вниманию к отечественной истории и культуре, православному мировоззрению преподавателей, полученные знания способствуют формированию у школьников православной картины мира. С целью расширения представлений учащихся о традиционных духовных, нравственных и культурных ценностях в гимназии ведется на протяжении всего процесса обучения преподавание Закона Божия, углубленное изучение мировой и отечественной истории, русской литературы, латинского и церковно-славянского языков, мировой художественной культуры, риторики.

Выпускники гимназии «Радонеж» стабильно поступают на филологический и исторический факультеты МГУ, РГГУ, РУДН, МПГУ, ПСТГУ, медицинские, юридические, финансовые, инженерные специальности других ВУЗов.

После окончания обучения в ВУЗе пятеро выпускников вернулись преподавать в гимназию.

Современное состояние гимназии

Гимназия расположена в типовом здании детского сада, находящегося в безвозмездном пользовании. Численность гимназистов не превышает установленной нормы 200 человек. Обучение осуществляется по программам дошкольного, начального, основного общего среднего и дополнительного образования. Во второй половине дня работают различные кружки и секции, проводятся дополнительные занятия с учащимися.

Одной из особенностей гимназии является присутствие в каждом классе куратора, которые своей постоянной и внимательной заботой об обучении, воспитании, здоровье окружают каждого учащегося.

Анализ социального заказа, адресуемого гимназии «Радонеж».

ПКГ создана православными людьми для детей из семей уже православных или тянущихся к Православию. Учредитель гимназии - известная Религиозная организация Православное Братство «Радонеж» Русской Православной Церкви. Таким образом, можно сказать, что основным инициатором создания гимназии «Радонеж» является Русская Православная Церковь. Соответственно миссия и цели, стоящие перед гимназией, в образовательной и воспитательной областях, вытекают из вероучения Православной Церкви. Эти цели должны быть согласованы с целями государства в образовательной сфере, должны учитывать будущее профессиональное самоопределение учащихся. Помимо универсальных, общих для всех участников образовательного процесса, целей, мы могли бы выявить некоторые, отражающие именно специфику государственного заказа, такие как гражданственность, патриотизм, социальная ответственность, нравственное развитие, готовность к созданию прочной семьи. При внимательном рассмотрении мы не можем не увидеть, что все эти ценности совпадают с основными ценностями Христианской церкви. Поэтому миссию образовательного учреждения мы можем определить исходя из того, что запросы и цели всех участников образовательного процесса совпадают в главном.

Описание миссии, целей и задач развития.

Миссия школы – сформировать у детей из православных семей непротиворечивую картину мира и через предметное содержание образования дать возможность приоткрыть для себя скрытый план бытия, в котором Бог раскрывает Себя как Творца этого мира и призывает каждого из нас к соработничеству.

Это требует от выпускника Гимназии ясного видения перед собой цели и смысла бытия, глубокого осознания своей ответственности перед Творцом за состояние этого мира, перед собой за состояние своей души и свою личную судьбу, пред другими людьми за своё отношение к ним; а также глубоко укоренённой нравственности, настойчивости, трудолюбия, любви к другим людям и терпимости к их недостаткам.

Цель, которую мы достигаем, воспитывая в детях любовь и благодарность к Творцу - появление у них чувства восхищения творением. Средством формирования этого чувства является развитие способности жить в культуре в широком понимании этого слова, т.е. жить духовными нематериальными интересами. Культура и искусство является в таком понимании как бы подножием Бога, и культурологическое образование становится как бы пропедевтикой Богословия.

Из всего выше сказанного органично вытекает основная цель нашей гимназии – формирование особого типа личности, что достигается только через получение человеком качественного – широкого (т.е. равноценного по объёму присутствия в образовательной программе предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов без редукции одного из них в пользу другого) и глубокого (подразумевается глубина усвоения изучаемого материала по приоритетным для гимназии предметам из каждой образовательной области на уровне, предусмотренном программой углублённого изучения предмета) - современного образования.Также этому содействуют разнообразные культурологические и художественно-эстетические программы, как в сетке основного образования, так и в рамках дополнительного образования.

Из этих целей вытекают многообразные задачи построения образовательной и воспитательной программы, их интеграции. Современный московский базисный учебный план для общеобразовательной школы не предполагает достаточного количества часов для решения этих задач, а базисный учебный план для гимназий и лицеев предусматривает возможность увеличения учебных часов в одной из образовательных областей за счёт редукции других. Т.о., снятие противоречий между нашими образовательными задачами и базисным учебным планом возможно через широкое развитие различных форм дополнительного образования (клубы, элективные курсы, занятия развивающего характера, индивидуальные консультации педагогами учащихся, испытывающих затруднения в учёбе и система развивающих дополнительных занятий с одарёнными детьми, самостоятельная проектно-исследовательская деятельность учащихся, конференции, предметные олимпиады, конкурсы, студии, туристско-краеведческие и паломнические поездки; секции; кружки, учебно-оздоровительный лагерь).

Масштабность целей, стоящих перед школой, требует начинать работу, практически, с рождения ребёнка, а также сопровождать весь процесс обучения в школе большим объёмом образовательных и воспитательных программ дополнительного образования. Подобная всеобъемлющая работа возможна только в рамках такого типа образовательного учреждения, как Центр Образования.

Решение задачи построения образовательной программы достигается через сочетание преимуществ дореволюционного классического образования, современного качественного естественно-научного образования и духовно-нравственного воспитания, опирающегося на принципы христианской антропологии.

Принципы непрерывности и преемственности образования.

Дошкольное образование состоит из дошкольной ступени образования и дополнительного образования для дошкольников, включает в себя работу с семьями только собирающимися завести ребёнка или уже воспитывающими его. Значительная часть семей, охваченных дошкольным образованием в Гимназии, являются многодетными, и ряд программ дополнительного образования решает задачи повышения престижа многодетности, поддержки многодетных семей и крайне положительно влияет на решение любой семьи, участвующей в программе, иметь много детей, решая государственную демографическую задачу. Традиционныезадачи подготовки и адаптации ребёнка к школе сочетаются в блоке дошкольного образования с увлекательным погружением ребёнка и его родителей в мир народной традиции. Переход ребёнка из детского сада в школу сопряжён для него со многими трудностями, отражающимися на его психическом и физическом здоровье. Этот сложнейший вопрос решается исходя из принципа непрерывности образования. В дошкольных группах кратковременного пребывания в гимназии, где происходит процесс подготовки и адаптации ребёнка к школе используются современные инновационные педагогические подходы (игровые формы проведения уроков, сказкотерапия, методы психологической разгрузки – сенсорная комната, и т.п.). Поскольку дошкольные группы занимаются на территории гимназии и занятия для детей проходят в интересной и увлекательной форме, у детей происходит закрепление позитивного отношения к учебной деятельности, происходящей в стенах гимназии, завязываются дружеские отношения с их будущими товарищами по классу. Последнее полугодие перед поступлением в гимназию к занятиям в подготовительной группе привлекаются учителя начальной школы, набирающие будущий первый класс. Всё это формирует столь доверительную и доброжелательную атмосферу в детском коллективе, что даже дети, не проходившие дошкольную подготовку в стенах гимназии, легко вливаются в сложившийся детский коллектив, избегая психических и физических перегрузок. Есть ещё дополнительный фактор, облегчающий включение детей как из дошкольного образования в начальную школу, так и переход из начальной школы в среднюю. Этим фактором является большое количество детей из многодетных семей (почти половина обучающихся), и у многих поступающих в первый класс или переходящих с первой ступени на вторую, есть братья или сёстры, уже обучающиеся в гимназии и являющиеся для них положительным примером, который в дошкольном возрасте они копируют в игровой форме, а, встречаясь с трудностями обучения, опираются на поддержку старших. Этот фактор также способствует вертикальной интеграции школьников, которая ещё усиливается за счёт совместного участия детей разного возраста в различных программах дополнительного образования. Для облегчения адаптации школьников, заканчивающих начальную школу и переходящих в среднюю, вместе с учащимися в основную школу переходят классные воспитатели и ряд учителей-предметников (учителя иностранного языка, ИЗО, музыки, церковнославянского языка, Закона Божия).

Особенностями построения образовательной программы основной ступени, определяемых миссией школы, являются углублённое внимание к предметам филологической, исторической, и художественно-эстетической образовательных областей, выстраивание межпредметных связей и их интеграция с дополнительным образованием. Особенно важным предметом, с точки зрения реализации миссии гимназии, являющимся стержнем, вокруг которого организованы другие (предметы) является история, взятая в разных её модусах (история древнего мира, средневековья, новая и новейшая история, история России, история церкви, священная история Ветхого завета, история культуры, история литературы, история языка.) Ощущение универсального историзма особенно ярко присутствует в христианстве. Для христианина, вырастающего на культе Абсолютной Личности, персоналистична и исторична всякая мелочь. Для него нет безразличных вещей.Христианин всё переживает как историю, а именно как историю своего спасения и мирового спасения (А.Ф. Лосев). Изучение истории, выстроенное на основании подобного понимания, приводит естественным образом учащегося от истории к историософии, т. е. к пониманию смысла истории, знанию её начала, логике развития, предвидения её конца и ясного видения Божественного Автора, и встрече с Ним в личной и мировой истории.

В 5-6 классах на уроках Закона Божия дети погружаются в изучение православной культуры и Богослужебной и церковной традиции. К этому времени, освоив в 3-4 классах навыки чтения и понимание текстов на церковнославянском языке, они имеют возможность работать с неадаптированными богослужебными текстами, углубляя параллельно свои знания о грамматике церковнославянского языка. Это получает естественное продолжение в модульном курсе древнерусской литературы в 8 классе. Курс истории древнего мира в 5-6 классе предваряет изучение священной истории Ветхого завета на уроках Закона Божия в 7-8 классах. В курсы истории средних веков, переходящую в новую историю и историю России, преподаваемую с 7-го класса, интегрирован курс истории Церкви и истории русской святости. В преподавании курса мировой художественной культуры, в соответствии с требованиями построения межпредметных связей, соблюдается хронологический и тематический параллелизм с курсом истории и литературы. Расширение, углубление и закрепление знаний и представлений, полученных по основной программе, происходит в рамках дополнительного образования по художественно-эстетической, культурологической и туристско-краеведческой направленностям.

Поскольку в БУП количество часов, отведённое на изучение истории древнего мира и истории средних веков, не даёт возможности в полном объёме реализовать образовательные задачи, стоящие перед гимназией, и история Древнего мира изучается детьми в таком возрасте, который не даёт возможности сформировать у них того представления об истории, которое является важным для реализации миссии гимназии, то понадобилось расширить курс этих разделов истории в рамках дополнительного образования. Исходя из этого, возникла задача написания программ модульных курсов по истории Древней Иудеи, Древней Греции, Древнего Рима и Византийской Империи. На данный момент написан и проходит апробацию элективный курс по истории Византийской империи. Подготовлен тематический план элективного курса по истории Древней Иудеи.

В рамках художественно-эстетической направленности дополнительного образования дети, проявившие интерес и способности в образовательной области искусство (музыка, рисование) могут продолжить своё образование в выбранном направлении.

Изучение большого количества разнообразных образовательных программ требует от учащихся кроме мотивированности и различных интеллектуальных способностей, обязательно крепкого здоровья для возможности выдерживать значительные учебные нагрузки, что достигается, в частности, через включение детей в занятия в различных спортивных секциях. Для экономии детского времени, которое они могут затрачивать при переезде из школы в секцию и из секции домой, в стенах гимназии в рамках дополнительного образования также организованы занятия различными видами спорта.

Реальное достижение образовательных задач ставит перед ОУ также и особые задачи по организации образовательной среды, мониторингу образовательной деятельности, построение более глубоких связей родителей и школы, чему, в частности, очень могла бы способствовать развитие программы информатизации школы.

Все программы дополнительного образования гимназии являются открытыми (доступными не только для гимназистов, но и для детей, обучающихся в других образовательных учреждениях).

Приоритетные направления развития Гимназии «Радонеж»

1) Повышение качества образования.

2) Воспитание отношения к учебе как нравственному долгу перед Богом, семьей и отечеством.

3) Совершенствование системы дополнительного образования.

4) Развитие работы с одаренными школьниками.

5) Информатизация образования.

Задачи

Показатели

Сроки

Для повышения качества образования:

Интегрирование предметов основного образования и построение межпредметных связей

Учебные планы по предметам

Повышение навыков самоорганизации учащихся.

Создание условий для повышения учебных мотиваций учащихся

Система дополнительного мониторинга образовательных достижений учащихся, алгоритмизированные схемы взаимодействия с родителями по поводу образовательных достижений, локальные акты.

Повышение уровня индивидуализации обучения

Создание индивидуальных учебных траекторий для каждого учащегося

Повышение уровня обученности учащихся по предметам естественнонаучного цикла

Показатели качества обученности, кол-во исследовательских работ уч-ся, кол-во участников и призёров предметных олимпиад

Постоянно

Укрепление материально-технической и дидактической базы учебного процесса

Приобретение мультимедийных комплектов

Для воспитания отношения к учебе как нравственному долгу перед Богом, семьей и отечеством

Методическая разработка уроков посвященных святым Православной Церкви и деятелям мировой истории, науки и культуры, чья жизнь являет собой убедительный образец высокого нравственного служения

Тематическое планирование курса.

Программа курса.

Создание мультимедийного пособия

Организация общешкольных конференций, на которые приглашаются родители, педагоги и учащиеся всех классов

Календарный план внешкольных образовательных мероприятий.

Привлечение старших школьников к учебной работе в 5-6 классах

Планы подготовки уроков и календарные планы проведения уроки

Организация регулярных встреч учащихся с выпускниками школы, продолжающих успешную профессиональную деятельность

Календарный план встреч, фото-, видео-отчёты.

Укрепление связей ВУЗ-школа путем организации встреч школьников с преподавателями ВУЗов

Договора с ВУЗами.

Календарный план встреч, посещений «Дней открытых дверей», организация посещений, отчёты.

Для совершенствования системы дополнительного образования

Расширение материально-технической базы.

Приобретение спортинвентаря: мячи 5 шт., скамейка для экстензии, боксёрская груша;

мультимедийный проектор, ноутбук; постройка игровой площадки для дошкольников; расходные материалы для творческих студий

Создание школьного театра

Внесение штатной единицы режиссёра школьного театра в штатное расписание

Развитие школьного хора и создание на его базе постоянно действующего церковного хора

Выступления на внешкольных мероприятиях, конкурсах хоров православных школ. Участие в Богослужениях в гимназическом Храме

Корреляция предметов дополнительного образования и предметов основного образования для разгрузки основного образования

Тематические календарные планы по предметам и курсам.

Совершенствование дифференцированного подхода к обучению

Индивидуальные учебные планы доп.обр-ния.

Разработка новых модульных курсов и включение их в систему дополнительного образования по запросам родителей и обучающихся

Программы модульных курсов истории Древней Иудеи, Древней Греции, Древнего Рима; учебные пособия (сертификация) и хрестоматии по курсам, мультимедийные пособия.

Совершенствование системы мониторинга достижений учащихся в рамках дополнительного образования

Проектные и исследовательские работы уч-ся

Развитие работы с одаренными школьниками

Регулярное проведение мониторинга олимпиад и конкурсов по приоритетным для гимназии направлениям

Участие в межшкольных, окружных и городских олимпиад и конференций

База одарённых детей, индивидуальные потфолио.

Календарные планы участия в олимпиадах, отчёты по участию

Создание системы подготовки одаренных детей к олимпиадам

Методические пособия, сборники заданий

Развитие форм и видов исследовательской работы школьников

Программа курса «Методика научного исследования», календарное планирование

Создание системы шефства преподавателей над одаренными школьниками

Списки преподавателей и прикреплённых уч-ся, индивидуальные образовательные траектории

Для информатизации образования

Информатизация административного управления

Информатизация учебно-воспитательного процесса (создание электронных дневников, электронных портфолио, размещение учебно-методических материалов и учебных заданий на сайте школы, доступном для обучающихся и их родителей)

Приобретение ПП.

График обучения сотрудников работе с ПП.

Алгоритм работы, расширенные должностные инструкции сотрудников.

Экспериментальный запуск программы.

Рабочий пуск.

Внедрение информационных технологий в проектную работу

Расписание совместных занятий учеников и преподавателей в комп.кл.,

Мультимедийные презентации проектов.

Привлечение обучающихся к работе над школьным сайтом, создание электронного гимназического журнала силами обучающихся

Открытие клуба «Юных журналистов», программа работы клуба

Внедрение форм дистантного обучения для учащихся, временно лишенных возможности посещения гимназии

Программа дистантного обучения

Рабочий пуск программы.

В ПКГ «Радонеж» имеется все необходимое для реализации этих целей:

a) квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по дальнейшему развитию гимназии;

b) качественная начальная подготовка, позволяющая учащимся добиваться хороших результатов в дальнейшем образовании;

c) преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников, готовых к продолжению образования в высших учебных заведениях;

d) умение использования современных компьютерных технологий;

e) взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга программы дошкольного, начального, основного, полного среднего и дополнительного образования.