Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Юго-Западный административный округ

Инновационная работа в школе

Инновационный образовательный проект
«Что для меня свято?»
Автор проекта
учитель Закона Божьего Бывшева Ю.А.
Инновационный образовательный проект
«Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе традиционных российских ценностей»

С 2010 учебного года педагогический коллектив Православной гимназии "Радонеж" является участником Городской экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы "Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей".

Состав рабочей группы:

Тишков Михаил Борисович - директор православной гимназии "Радонеж"

Рогожина Елена Борисовна - учитель математики. член Совета гимназии

Себина Елена Николаевна - завуч по научно-методической работе,учитель литературы, председатель методобъединения филологов и кураторов-воспитателей

Селюк Людмила Борисовна - куратор-воспитатель

Бехтина Ольга Борисовна - учитель начальных классов

Бывшева Юлия Александровна - учитель Закона Божьего, куратор-воспитатель

Воронкова Ирина Евгеньевна - педагог-организатор внешкольной работы

Исаченкова Нина Алексеевна - учитель начальных классов, куратор-воспитатель

Орлова Юлия Борисовна - куратор-воспитатель

Полуэктова Мария Юрьевна - учитель английского языка, председатель методобъединения учителей английского языка

Рыжова Ольга Борисовна - куратор-воспитатель

Рышкова Виктория Викторовна - куратор-воспитатель

Седых Марина Леонидовна - учитель начальных классов, куратор-воспитатель

Ходькова Людмила Геннадьевна - учитель начальных классов, куратор-воспитатель

Общие сведения

Городская экспериментальная площадка «Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей» действует на основе приказа № 1090 от 11.06.10 Департамента образования Москвы.

С сентября 2013 года она продолжает развиваться в рамках окружной инновационной площадки на основе приказа Южного окружного управления образования № 112 от 26 февраля 2013 г. Головная школа проекта – ГБОУ СОШ № 985.

В проект входят творческие группы педагогов пяти образовательных учреждений:

- Негосударственного образовательного учреждения Центра образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» (с 2010 года);

- Автономной некоммерческой организации Центр образования «Знак» (с 2010 года);

- Негосударственного образовательного учреждения Школы «Ника» (с 2010 года);

- ГБОУ СОШ № 985 (с 2013 года);

- Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского (с 2013 года).

Научный руководитель площадки: Битянова Марина Ростиславовна, канд. психол. наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», профессор МИОО

Научно-методическое сопровождение проекта осуществляет психолог-методист высшей квалификационной категории Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Беглова Татьяна Владимировна.

Научная поддержку проекту оказывают:

- лаборатория «Психологической антропологии» Института психолого-педагогических проблем детства РАО (академик РАО, д.пс.н. Слободчиков В.И.),

- педагогический факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (д.п.н. Склярова Т.В.),

Ключевая проблема, на решение которой направлена деятельность ГЭП, может быть выражена следующим вопросом:

Каковы механизмы и психолого-педагогические условия формирования устой-чивой субъектной позиции учащихся в системе образовательной деятельности школы?

Цель деятельности ГЭП: разработка и апробация моделей

а) психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие субъектной позиции учащихся;

б) управления такой деятельностью как составляющей общей системы управления качеством образования.

К основным задачам работы инновационного проекта относятся:

1)Определение задач развития субъектной позиции учащихся разного возраста, на разных этапах общего образования;

2)Разработка технологии проектирования уклада жизни детско-взрослого сообщества на основе традиционных российских ценностей;

3)Разработка критериев, способов оценки, инструментария для определения уровня развития субъектной позиции учащихся и ее основных ценностных и компетентностных составляющих;

4)Разработка рекомендаций по проектированию и экспертизе педагогической деятельности, направленной на реализацию определенного уклада жизни детско-взрослого сообщества с учетом его ценностных и мировоззренческих оснований, возрастных и индивидуальных возможностей детей, образовательных задач и др.

5)Разработка способов (методов) и изучение опыта реализации задач развития субъектной позиции через содержание учебного предмета.

В рамках своего 3-х летнего существования в статусе городской экспериментальной площадки наш коллектив проделал большую научно-исследовательскую работу, разработал теоретическую модель субъектной позиции и образовательных ситуаций, направленных на ее развитие, апробировал технологию проектирования уроков и внеклассных мероприятий на основе таких образовательных ситуаций.

Результаты 3-х летней деятельности в качестве ГЭП представлены в настоящий момент следующими теоретическими и методическими разработками:

1. Концептуальное обоснование проекта:

1.1. Рабочие определения основных понятий.

1.2.Теоретическая модель развития субъектной позиции учащихся разных возрастных групп.

1.3.Виды образовательных ситуаций, способствующих развитию субъектной позиции и их технологические схемы.

1.4.Содержание образовательных ситуаций, направленных на развитие субъектной позиции, на различных этапах развития субъектности учащихся.

2.Технология психолого-педагогической экспертизы урока и внеурочного мероприятия с точки зрения задач развития субъектной позиции.

3.Технология проектирования уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие субъектной позиции

4.Практические разработки внеурочных мероприятий и уроков, направленных на развитие субъектной позиции учащихся разных возрастных групп.

5. Технология проектирования системы воспитательной работы на год на основе задач развития субъектной позиции учащихся

Участники ГЭП отмечают:

Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах, касающихся психологических механизмов решения развивающих педагогических задач.

Повышение мотивации педагогов на профессиональное развитие.

Создание в ОУ единого понятийного поля для постановки и решения педагогических задач.

Воспитательная работа осуществляется системно и целостно, в ее основе лежат задачи, а не мероприятия.

В рамках ГЭП прошли следующие обучающие семинары и мероприятия по обмену опытом:

Научно-методический семинар «Субъектная позиция, механизмы и способы ее развития в образовательном процессе».

Научно-методический семинар «Школьный уклад как ресурс развития субъектной позиции».

Научно-методический семинар «Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащегося в процессе его личностного развития».

Научно-методический семинар «Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции».

Заочный научно-методический семинар «Формирование ценностей как профессиональная задача педагогов и психологов».

Круглый стол и мастер-классы на тему «Опыт формирования субъектной позиции учащихся на основе традиционных Российских ценностей».

05.06.2013 прошла научно-практическая конференция "Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных российских ценностей"

Направления работы в 2014-2015 году

  1. Подготовка секции в рамках Рождественских чтений: «Развитие субъектной позиции учащихся на основе христианских ценностей».
  2. Разработка отдельных уроков и мероприятий.
  3. Разработка «линейки» уроков\мероприятий, направленных на развитие субъектной позиции.
  4. Разработка модели ценностных оснований развития субъектной позиции.

План работы в 2014 – 2015 году

Месяц

Направления работы

Разработка модели ценностных оснований

Разработка уроков и внеурочных мероприятий

Разработка «линейки» мероприятий

Подготовка секции РЧ

Ноябрь

Работа с домашними заданиями

Работа школе (по предварительной договоренности)

Разработка программы секции

Декабрь

18.12. 14. семинар участников, разрабатывающих отдельные уроки и мероприятия

Работа школе (по предварительной договоренности)

Индивидуальные консультации выступающих

Январь

30.01. 15. семинар участников, разрабатывающих отдельные уроки и мероприятия

15.01.15. Общая встреча выступающих на РЧ

23.01. 15. РЧ

Февраль

11.02. 15 Общая встреча

Март

Промежуточная конференция 23 марта

Задачи работы в 2013-2014 учебном году:

1. Разработка модели образовательной ситуации, построенной на ценностном проектировании (для субъекта собственной деятельности)

2. Разработка технологий ценностного педагогического наставничества (тьюторства) в развитии субъектной позиции и сценирование конкретных образовательных ситуаций ценностного наставничества в старшей школе.

3. Сценирование уроков и внеурочных мероприятий на основе образовательных ситуаций «ценностный образец» и «ценностный выбор», презентация сценариев.

4. Разработка процедуры мониторинга развития субъектной позиции учащихся, апробация инструмента.

5. Презентация итогов работы педагогическому сообществу города Москвы

План работы в 2013-2014 учебном году:

Месяц

Направления работы

Технологии ценностного наставничества

Разработка уроков и внеурочных мероприятий

Разработка мониторинга развития субъектной позиции

Сент

20.09

11.00. Научно-методический семинар, выступления приглашенных экспертов

-

-

Окт

Работа по школам, анализ содержания семинара

1.10.

15.00. Установочный семинар «Технологии проектирования урока и внеурочного мероприятия, работающего на развитие субъектной позиции»

17.10.

15.00.Заседание рабочей группы

Нояб

14.11.

11.00. Проектный семинар по разработке модели ОС «Ценностное проектирование»

Групповые консультации

Заседание рабочей группы

Дек

Работа по школам, апробация модели

Групповые консультации

Заседание рабочей группы

Янв

Научно-практический семинар с презентацией итогов работы групп в первом полугодии

Февр

Проектный семинар «Технологии ценностного наставничества»

Рефлексивный семинар

Заседание рабочей группы

Март

Работа по школам, апробация технологий

Самостоятельная работа

Заседание рабочей группы

Апр

Работа по школам, апробация технологий

Групповые консультации

Заседание рабочей группы

Май

Подготовка к конференции: описание опыта

Подготовка к конференции: описание опыта

Подготовка к конференции: описание опыта

Июнь

Городская научно-практическая конференция